№92. Часы- 28
СТАТЬЯ 24.11.2018
Учимся у кино

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…

Задумывалась ли Вирджиния Вульф — как, впрочем, и другие авторы — о том, что будут чувствовать, переживать и делать читатели их произведений? Впадут ли в депрессию? Проживут ли жизнь главной героини, пропустив мимо свою? Уйдут из жизни?..

Мне думается, есть два жанра в литературе: когда автор пишет, чтобы спасти себя. Это сейчас модно называть фрирайтингом. Но одно дело писать о том, что тревожит мятущуюся душу в стол, ведя дневники. И совсем другое дело, когда это откровение становится достоянием общественности, бестселлером. И второй вариант – для других. Отдавая себе отчет (хоть чуть-чуть) в том, какими могут быть последствия.

 

Фильм «Часы». Рубрика «Учимся у кино». Фильм 92.

 

Глубокий фильм, важными нитями переплетающий века.

Нить первая. «Горе от ума» и …безделья.

Не обижайтесь. Но добавить бы героиням немного физического труда (хоть в саду), знакомства с женщинами другого круга, когда основной вопрос – выжить… Боюсь вся депрессия и все загоны прошли сами собой.

Ну и да, влияние литературы на неокрепшие мозги совершенно очевидно.

Вот есть ипохондрики, читающие медицинский справочник и находящие все болезни у себя. И заболевающие от прочтения. А есть категория людей, которые в художественном произведении, в истории героя, автора найдут свои страдания. Уверуют и повторят путь. Не считаясь ни с жизнями своими, ни с судьбами близких.

И последующим поколениям даже не надо читать книгу: поведение родителей передаст сценарий из поколения в поколение.

 

 

Есть в фильме цитата:

- Кому-то нужно умереть, чтобы другие больше ценили свою жизнь.

Не обязательно умирать. Достаточно просто выходить из дома и смотреть на окружающее пространство. На то, как живут другие люди. Приехать в хоспис, в детский дом…

Эта нить про обесценивание жизни.

 

Нить вторая. Про время. Про часы.

И тоже про обесценивание.

Сменился один век, другой. И степень свободы женщины стала больше. И техника ей на помощь пришла. И нравы, и убеждения общества не так суровы. Казалось бы – счастье! Ан нет, страдания.

Снова, не обижайтесь. Но поговорка про то, что женщина из ничего сделает обед, шляпку и скандал нужно откорректировать. Еще повод для страданий можем создать из ничего.

 

Нить третья. Творческая. Не отпускает мысль, коль скоро в голове оказалась. И все действия третьих лиц кажутся неуместными. Мешающими, выключающими из процесса, потока. С другой стороны, насколько сложно близким с творческими людьми, к которым только с реверансами можно подойти.

 

Нить четвертая. Проявление любви. Как часто мы думаем, движимые благими намерениями, что именно это – есть проявление нашей любви и заботы.

И здесь верно подметила главная героиня:

-Даже психам хочется, чтобы их спрашивали, чего они хотят.

Но в фильме много моментов про вторжение в личное пространство. Про удушающую любовь. До смерти. До стремления убежать. И есть очень ценный момент: разговор героини с мужем. Говорите, друзья, говорите. Люди не телепаты, догадаться о том, что вам нравится/не нравится невозможно.

 

Нить пятая. Клетка. Все героини сетуют, что живут не свою жизнь, что счастливы либо где-то в прошлом, либо в другом месте, с другим человеком. Но все они свободны. И степень их свободы растет (переплетение со второй нитью). И никто не мешает им выбирать, с кем жить, как жить. И это их выбор, выбор их сценария, наносящего боль и страдания окружающим.

 

ЧАСЫ тикают. И только мы определяем, как проведем ВРЕМЯ нашей жизни.

И коль скоро мы не в силах повлиять на само «слово», мы можем сами определить, чем «отзовется» оно в наших умах и сердцах.

Мудрости нам.


Назад

Авторизация

Повторная активация