№ 86. Географ глобус пропил -31
СТАТЬЯ 13.10.2018
Учимся у кино

 

Географ глобус пропил.

И не только географ, и не только глобус, и не только пропил…

До 1917 (примерно) года Россия жила в больше степени по законам церкви (понятно, что и светские законы тоже были). Каждая семья знала: «Почитай отца своего», «Не укради», «Не прелюбодействуй» …

Как бы мы не относились к религии (к любой) – это некие правила жизни. Правила воспитания детей. Правила – единый и понятный язык для всех. Понятно, что только наличие правил не гарантирует святости всех живущих. И все же достаточное количество населения в своей жизни руководствовалось библейскими законами.

 

После 1917 года (примерно) с появлением Советского Союза появилась новая «религия» (все же не дураки были). Октябрята, пионерия, комсомол, партия. И свои законы, правила: «Уважай старших, помогай младшим», «Строим светлое будущее» (не просто на работу ходим, а прямо будущее строим). И семья – не просто «7Я», а ячейка общества. И не детей воспитываем, а граждан страны.

      Сейчас вот уже несколько десятков лет мы живем в эпоху без правил. Каждый верит в то, что верит. Каждый создает свои законы, правила, свою библию рисует в голове. Нет опоры: как воспитывать детей, как и чему учить, как строить семью, как жить. Болтаемся в своей единственной жизни как дерьмо в проруби: куда прибьет, туда прибьет. Между делом рожаем детей, мотаемся от одного человека к другому…

«Географ» – глубочайший фильм о главной проблеме нашей страны. Мы не умеем жить. Мы не знаем (или не осознаем): что есть добро, что зло. Что предательство, а что дружба. Мы не понимаем правил выбора дела своей жизни, а потом мыкаемся с работы на работу, мстя за свою неудавшуюся жизнь всем окружающим. Мы странно женимся, а потом мучаемся. Мы живем задним умом: сначала чего-то натворим, потом разгребаем последствия. И мы мстим. Мы жестоки к другим. Мы злимся на свою жизнь, но мы ничего с ней не делаем (никто же не сказал, что нужно и как делать-то) и мы разрушаем все, что вокруг: отношения, жизни и судьбы других людей. Даже не замечая этого. Мы эгоисты и если мне плохо (герой фильма), я, для утешения себя, своего эго, могу и по судьбе школьников прокатиться катком, да? По девчонке? Мне нужны деньги и, сыграв на дефиците кадров, я иду в школу не избытком делиться (знаний, энергии, опыта), а за деньгами. Какие в школе деньги?

      Понимаете, можно ждать, когда снова будут созданы централизованные и обязательные правила жизнедеятельности для всех, в можно создать эту модель в своей семье, в своей компании, в классе, где учиться собственный ребенок.

      В семье сейчас родители перестали передавать свою мудрость и свой опыт жизни детям (не знаешь, как надо? Расскажи хотя бы как не надо), государство системными правилами (их отсутствием) не компенсирует это тем семьям, кому не повезло с родителями… Тупик?

      Мне думается – с этой точки зрения – это худший период жизни человечества в России. Даже в стае животных есть негласные правила сообщества. А у нас остались только законы.

      В свое время фильм собрал противоречивые отзывы. Да, с одной стороны, можно надеть белое пальто и сказать: «Я не такая». Все не так. Так не бывает. С другой стороны, если по смотреть по сторонам можно увидеть и семьи, рожающие детей только для того, чтобы иметь пособие для жизни, и людей, которых никто не научил этой самой жизни и они теперь кошмарят подъезды, детей, которые в школу ходят покушать и выпустить злость, порожденную родителями.

       И все было бы неплохо у тех, кто в белом пальто, если бы планета у них была отдельная. А так… по одним улицам ходим, дорогам ездим, в одни школы детей возим.

      Я рада пересмотру фильма, он меня еще раз утвердил в сознании необходимости правил. В семье, в обществе, в коллективе, в классе.

 

      Вторая линия фильма о школе тоже является для меня подтверждением правильности моего подхода к обучению. Родители должны ходить в школу не только на собрания, чтобы знать, что за новый географ появился в классе. Родители должны объяснить зачем нужно учиться и зачем нужны школьные предметы, чтобы ребенок понимал их ценность и дал учителю возможность эту ценность раскрыть. Родители должны объяснить детям, что учитель и предмет (наука) – это разные вещи. Нельзя не любить предмет, только потому, что учителя нет или он … вот такой.

      Шикарно было смотреть этот фильм в сравнении с «Хористами» (обзор фильма был на прошлой неделе).          Ситуации похожие. Нет денег и работы, иду в школу. Но насколько разные педагоги. Один становится фанатом воспитания, вовлекает всех, корректно захватывает власть, влияет на судьбы детей.

      Второй, по сути, пользуется системой «Акция- реакция», самовыражается. Поход на Каму не для детей, для него: он подготовился, оделся потеплее. Он говорит так, что слышно ему самому. Ему самому не интересно. Ничего. Ни жизнь, ни работа, ни дети. И даже малейшей ответственности нет за их жизни.

      Фильм, после которого хочется задуматься: я не хочу так жить, я не хочу, чтобы так жили мои родные, друзья, окружающие. А для этого надо делать. Надо создавать правила своей семьи, того места, где мы работаем, живем. Сообщества. По крупицам.

      Передавать свой опыт не только в семье, но и за ее пределами. По крупицам.

      И может быть эти изменения закрепятся в поколениях наших потомков… но мы об этом уже не узнаем.

      Полезностей – 31. Глубины и ценности больше. Фильм о том, как не надо жить. Рекомендую.

 

 

 

 

 

 

 


Назад

Авторизация

Повторная активация