Продолжаю в рамках рубрики «Учимся у кино» смотреть фильмы про школу и учителей.
Весь октябрь. В эти выходные это фильм «Хористы».
«Акция-реакция».
Ничего плохого в этом подходе не вижу. Это жизнь. У каждого действия любого человека есть последствия. И одна из задач родителей — а в данном случае педагогов интерната—
научить детей причинно-следственной связи.
Ничего плохого не вижу, НО при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ соблюдении нескольких условий, которые были нарушены в этом фильме.
Первое.
Всегда нужно разбираться с причинами «акции», а не реагировать мгновенно. Многие «акции» в этом фильме на самом деле были «реакцией» на действия других людей, включая поведение взрослых, педагогов.
Второе.
«Реакция» не должна быть тупой (простите). Типа: напиши сто раз, что так делать не надо. Вот ухаживать за человеком, которого ты покалечил, это соразмерное и разумное наказание. Или лишить возможности петь в хоре. Типа определись: ты хулиган или солист?
Третье.
Правила — что можно делать, а что нельзя, почему нельзя и что будет если — должны быть озвучены до, а не после события. В этом и заключается воспитание. Рассказать, что будет, если украдешь, если покалечишь другого человека, если будешь врать. Мы, взрослые, сами виноваты в том, какие наши дети. Мы сначала все разрешаем, ничего не объясняя об этой жизни, а потом наказываем. Сначала даем интернет, потом отключаем. Сначала покупаем планшеты, а потом отбираем…
Четвертое.
Не все «акции» должны сопровождаться «реакцией». Отчасти это следствие нарушения первого условия.
Пятое.
Реакция не должна пробуждать худшие черты в других людях (донос) и провоцировать новые акции (поджог).
Шестое. Пожалуй, самое важное. Задуматься: как сделать так, чтобы акций не было?
Про насилие, как способ «реакции», даже писать не буду.
Фильм прекрасен основой коллективного воспитания. Когда все увлечены общей целью и для каждого есть роль и должность. И ты уже не хулиган, а баритон или держатель нот. И все роли почетны и важны для общего результата.
Фильм прекрасен фанатичностью педагога. Делать больше, чем должно. За рамками основной деятельности учителя искать и найти способ изменить ребят. Это одержимость. Мы, родители, мечтаем о таких педагогах, но не вправе требовать этого самопожертвования и отречения от своей личной жизни. Просто потому, что у наших детей есть родители. У ребят в фильме их не было (даже если они по факту и были).
Я в восторге от главного героя фильма еще и потому, что он абсолютно уверен в том, что петь могут все. Так или иначе. В этом фильме можно очень четко рассмотреть разницу между результатами труда и гениальностью. И применить этот же подход к любым видам деятельности. Все могут освоить математику для получения базового образования. А есть гении в математике. Все могут изучить русский язык в рамках школьной программы. А есть гении литературы.
Разное количество усилий, не более.
Ну или по тестам определить к какой категории личности вы относитесь: ограниченный? Идиот? Наглядный пример ограничивающего действия тестов.
Великолепность фильма и в том, как один человек может изменить систему. Повлиять не только на учеников, но и педагогов. Дать им смелости и силы снять самодура начальника.
Очень он мне напомнил мою любимую книгу «Педагогическая поэма».
Полезностей – 38. Ценности на миллион.
Рекомендую.