№ 84. Доживем до понедельника -59
СТАТЬЯ 29.09.2018
Учимся у кино

 

 

Думаю, что мой отзыв на фильм «Доживем до понедельника» многим не понравится.

Точнее не во всем.

Для многих это фильм об идеальном учителе. Мудром, опытом, порядочном, дающим знаний больше программы, правильном и принципиальном.

Когда-то давно я тоже смотрела и видела именно эту точку зрения.

Сейчас – лично поработав с классом дочери, работая с молодежью много лет, видя результаты образования на предприятиях и в организациях – мое мнение изменилось.

 

 

 

 

На мой взгляд задача школы (общеобразовательной, обязательной, бесплатной, доступной каждому и при этом на 25-35 человек единовременно) в том, чтобы дать фундамент знаний. Базу. Заложить основы. Те самые 15 строчек.

Но для всех. Стартовая позиция.

А если мы хотим, чтобы было «15 строчек и еще читать», то это дополнительные и самостоятельные занятия, кружки и секции, клубы по интересам, которые сами родители могут организовать.

И педагог, и школьник должны выполнить этот самый план минимум (а это реально минимальная планка).

И когда мы восторгаемся тем, что Илья Семенович уходит от плана и темы урока, мы забываем, что это происходит за счет обязательной программы.

Мы очаровываемся настолько, что забываем о той же субъективности педагога (в гуманитарных предметах это сплошь и рядом). Он же выбирает, кого воспевать и жаловать, а кого обесценить или проигнорировать. А с жизненными принципами этого педагога история становится на 100% субъективной оценкой вещателя.

Мы перестаем обращать внимание, что, обещая свободу, учитель тем не менее оценивает учеников по своей шкале. Только у него шкала иная, не как у Светланы Михайловны. Только вот он считает, что его шкала правильная. И это тоже субъективно.

Да, он говорит правильные вещи:

— Им. Каждый день. Каждый урок. А если не можем, то давайте заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится.

Но что он делает сам? Вы же сталкивались с тем, что учитель был интересным человеком, а вот знаний в итоге-то нет? Правда узнаем это на выпускных экзаменах. Не надо путать урок и факультатив. Не надо путать профессию педагога и просто хорошего и интересного собеседника. Первый дает результат. Второй – эмоции. Это не плохо. Это про разное.

 

Мне кажется о многом говорит вот эта его фраза:

— Мам, ты не замечала, что в безличных предложениях есть какая-то безысходность? Моросит… Ветрено… Темнеет… А знаешь, почему? Не на кого жаловаться. И не с кем бороться.

Борьба ради борьбы? Во имя чего? Ради чего? С кем? И против кого?

 

 

И мне не нравится Наташа. Подменяя заигрывание с классом дружбой, она сама подставляет себя. Дружба предполагает знание того, с кем дружишь. А не реакцию на внешние проявления.

 

И мне не нравится Светлана Михайловна.

Ее героиню можно охарактеризовать отрывком:

— ... Им отдаешь себя всю до капли! А они!..
— Что у нас есть, чтоб отдать?.. Вот вопрос...

Мне все три педагога в этом фильме не нравятся. Потому что они не про детей.

Один самореализуется там, где ему парировать достойно никто не может, где ему позволено делать то, что он считает нужным. Вторая пришла в школу из-за детской влюбленности. И ей важнее хорошо выглядеть в глазах возлюбленного, а не быть профессионалом. Третья работает в школе… потому что работает.

 

Уж простите, если разрушила ваши представления о педагогах в данной истории.

 

А вообще это фильм о многом.

О том, что «Человеку необходимо состояние влюблённости. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда. Всю дорогу. Иначе неинтересно жить. Ну а мне проще всего влюбиться в тебя».

 

О том, как важно школьникам объяснить разницу: писать сочинение на заданную тему (с эпиграфами, цитатами и аргументами) – это как статью в СМИ. Есть задание, есть сроки. А писать стихи – это самовыражение, реализация творческого потенциала. И эти действия не надо противопоставлять и делать трагедию о гибели творческого потенциала. Это просто разные виды реализации в нашей жизни.

 

О том, насколько сильно мешают все виды личных отношений в работе: дружба и влюбленность, зависть и ревность.

О том, является ли педагог женщиной/мужчиной или все же это профессионал?

 

А самое главное, этот фильм о том, насколько это сложная профессия – быть педагогом.

Трудно быть богом? Трудно быть педагогом. Повышенные и самые разные требования от коллег, начальства, родителей и детей самого разного возраста.

Вся жизнь на виду. Шаг влево. Шаг в право…

И реально жизнь считается днями. «Доживем до …».

 

С сегодняшнего дня 4-5 выходных посвящаю нелегкому труду учителей. Буду смотреть и делиться своим взглядом о фильмах о школе.

 

Еще несколько цитат, которые нравятся очень:

-От большинства людей остается только тире между двумя датами.

-Счастье – это когда тебя понимают.

-Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм!


Назад

Авторизация

Повторная активация