№ 63. Дивергент-71
СТАТЬЯ 01.05.2018
Учимся у кино

 

«К умным или к красивым?».

Эта дилемма – основа фильма «Дивергент».

А вообще, есть три причины посмотреть, как минимум, первую его часть.

Естественно, делюсь своим личным восприятием.

 

 

Первая причина – это фильм про устройство общества. Пусть несколько утрировано, но ведь и фильм фантастичен. При этом параллели с реальным миром очевидны.

 

Вторая причина – это фильм о родительско-детских отношениях. Причем в совершенно определенный период времени – инициация. Переход из состояния зависимости от родителей к автономии. Как верно сказано в фильме «переход из иждивенцев».

 

Третья причина – это фильм про развитие. Про убеждения. Про роль убеждений, как личных, таки общественных. Про то, как они действую: ограничивают или развивают?

 

 

По порядку?

Общество. Пять фракций лежат в основе нового фантастического мира. Каждая имеет свою специализацию, выполняет некую функцию, разделена от иных и территориально, и некими атрибутами: словами, поступками, правилами, внешним видом участников.

В какой момент люди решили разделиться на «умных и красивых» - не ясно.

На мой взгляд, такая «специализация» являет собой однобокость и личности, и общества. И очень сильно мне напоминает все современные способы оттестировать себя и определить: сова/жаворонок, гуманитарий/технарь, интраверт/экстраверт…

Здесь же на лицо расслоение общества, и ограниченность выбора будущего при ограниченности развития.

Отдельная тема, на которую я бы обратила внимание – борьба за власть, как внутри фракций, так и между ними. Интриги, сговоры, манипуляции. Все как сейчас в любой группе людей: от маленького коллектива до межгосударственного взаимодействия.

И «фракция выше крови». Ничего не напоминает? «Общественное превыше личного»?

 

 

Детско-родительские отношения.

Замечали, что мы, родители, воспитываем своих детей опираясь не только и не столько на свое личное мнение, видение, но и на то, как это принято в обществе? В обществе фантастического Чикаго принято, что дети, достигнув определенного возраста, проходят некий тест, опираясь на результаты которого, им следует принять решение: как жизнь будет складываться дальше. Вариантов немного: остаться в своей фракции или выбрать иную, оставив свою семью навсегда. Опираться на результаты теста или следовать за своим ощущением?

 

Вот она та сама инициация, которая в реальном мире происходит смазано (если происходит вообще). В 16 лет надо сделать сложный выбор.

Выбор не только того, что будешь делать дальше всю жизнь. Всю, понимаете?

Ибо сказка такая.

Но и выбор: остаться в семье, в привычном окружении или рискнуть всем и начать все сначала. Отделиться от семьи. Полностью.

 

Важно принять во внимание, насколько непросто выбирать то, чего ты … не знаешь. Ты не знаешь, что это за фракция, ее содержание, что, почему и как надо будет делать. Ты просто видишь их внешние различия и все. Принятие решения в условиях неопределенности.

Это шикарный фильм про принятие решения. Про то, как родители относятся к выбору детей. Про саму процедуру инициации (капля крови). Про свободу и поддержку после. Прямо иллюстрация перехода из состояния опекающего и воспитывающего родителя в друга и партнера. И про смерть.

 

Обратите внимание на этот аспект фильма.

 

 

Развитие.

О, эта тема здесь представлена очень глубоко.

Можно написать отдельную полноценную заметку про освоение нового, выход за рамки, поиск себя в обществе.

Эта история про разные стартовые позиции и роль личного выбора: «Ты врожденный или перешедший»?

Это фильм про конкуренцию. Либо делаешь, либо выбываешь. Порой из жизни.

Отметьте «странные» подходы к обучению (а учителей, как и начальников, мы не выбираем).

Здесь же про необходимость доказать способность принадлежать к той или иной фракции. Не на словах, а на деле. Мало сделать выбор, мало назваться «бесстрашными», надо соответствовать. В данном случае и физически, и психологически.

Очень показательно то, какой восторг у молодежи вызывает образ «бесстрашных» в жизни, и мало кто задумывается о пути, который нужно пройти, чтобы так же лихо заскакивать на поезд или драться, не зная жалости.

Это фильм про «быть и казаться». И про то, как из «казаться» стать «быть».                                               

 

Про специализацию. Если во фракции «Бесстрашие» есть потребность в отличной физической и психологической подготовке, то подозреваю, что во фракции «эрудиция» потребуются знания. И там процедура вхождения во фракцию будет иная. И опять, ты либо соответствуешь, либо нет.

Насколько легко вписаться в другие фракции – думайте сами. Все как в жизни. Где-то легкий путь, а где-то мучительное преодоление себя.

 

Еще несколько меток-цитат из фильма:

-Изменились правила.

-Почему нас не предупредили

- Зачем? Ты бы сделала другой выбор? Ты бы испугалась?

***

-Вы выбрали нас. Теперь выбор за нами
***
-Победить страхи, пока они не победили вас.
***

-Это все не реально
***
-Действуй, как если бы это был бесстрашный.

***
-Я не хочу быть кем-то одним
***

-Ты опасен, если ты другой.

 

Полезностей насчитала аж 71.

Рекомендую.

Рубрика «Учимся у кино».


Назад

Авторизация

Повторная активация