№ 119 Чернобыль -86
СТАТЬЯ 08.06.2019
Учимся у кино

 

Сила искусства.

Сериал «Чернобыль».

 

На мой взгляд, споры о детальной достоверности фильма и реального событие бессмысленны.

По двум причинам. Это все же не документальный фильм, а художественный, основанный на реальных событиях.

 

 

 

А во-вторых, это фильм о порочности системы управления страной, предприятием, ситуацией на примере аварии в Чернобыле. О системе, которая нисколько не изменилась, увы.

 

От меня лично три благодарности создателям.

Первая.

Снять историю, которая всколыхнула всех во всем мире, вне зависимости от возраста и национальности…  Это гениально.

Снять историю, которая всколыхнула настолько, что люди начинают пересматривать документальные хроники, искать исходные материалы, интервью. Обсуждают, находят параллели.

Это мощь.

Это действительно сила искусства.

 

Пусть спорят: правда в кино или нет.

Пусть доказывают друг другу.

Зацепило – это главное.

 

Вторая благодарность глубине.

Эта история позволит многим задуматься о том, что происходит в реальной жизни сейчас.

Осуждая «совок» показанный в фильме, признайте, что ничего (в сущности) не изменилось.

 

Что на предприятиях не отдаются устные приказы в обход инструкций? Да сплошь и рядом.

Что вы не знаете, что часто инструкции в организациях не соответствуют  реальности, изменяются без согласования и в ручном варианте, противоречат друг другу, просто не выполняются?

Думаете, что сложные задачи (эксперимент) делают профессионалы, а не желторотые стажеры?

Что есть согласованность между действиями разных подразделений?

Готовность к ЧП? Нет, не слышали.

Что нет замалчивания и затаивания проблем?

 

Зато есть страх потерять контракт и тогда работа ведется с нарушением всех норм труда и безопасности.

Зато есть страх потерять работу, и сотрудники подставляют себя, свое здоровье и жизнь,  здоровье и жизнь своих подчиненных и других людей ради этого мнимого/временного ощущения защищенности.

Зато есть неготовность пойти против системы (своего учителя, начальника).

 

Я очень надеюсь, что этот фильм покажет людям на всех уровнях, что «совок» не во времени, это не эпоха, это не те люди. Это мы сами. Сейчас.

И может быть появится больше людей, которые будут говорить «нет» нарушениям, не будут бояться говорить правду не взирая на чины…

Чтобы «Чернобыль» не повторился в нефтедобывающей и химической промышленности, в производстве лекарств и строительстве дорог, в образовании и медицине.

И я уверена, что благодаря ярким образам главных героев, на предприятиях появится новый термин, отражающий стиль управления – «дятловщина».

Что появятся офисные сотрудники, которые захотят повторить путь Щербины и погрузиться в производственные вопросы настолько серьезно, что ТЗ для тендера по закупу средств индивидуальной защиты (СИЗ) будут содержать не только требования низкой цены.  И тогда СИЗ будет на самом деле защищать, а не мешать работать.

Что количество ситуаций, когда в мирное, но рабочее время надо ложиться на амбразуру будет стремиться к нулю.

Что люди, которые принимают судьбоносные решения в стране и на предприятии или будут профи, или будут привлекать профи для обсуждения этих решений.

 

Для меня очевидно, назвав сериал «Чернобыль», создатели подразумевали второе название «Ложь». Ложь во всех проявлениях.

 

Ложь в непрофессионализме на всех уровнях.

Кого и куда отправляют. Например, так-то Легасов химик, а не ядерщик, мог бы отказаться. С другой стороны, может быть именно этот факт и сработал на его непредвзятость и позволил пойти против тех, кто проектировал АЭС. Увидеть, оценить и озвучить не только ошибки персонала, но и тех, авторов проекта, выступить с критикой системы.

-Вы знаете, как работает ядерный реактор?

-Нет.

-Тогда как вы поймете, на что смотрите?

 

Кого и когда назначают проводить эксперимент (ночная смена, неготовность персонала, незнание персонала об эксперименте, амбиции важнее безопасности).

Кто и как подготовлен к любым ситуациям. Как пожарные могли быть не готовы к тушению АЭС? Мне кажется в территориях расположения таких предприятий не только пожарные, люди должны знать меры предосторожности, правила безопасности и поведения (пошли смотреть пожар на мост). Должны быть специальные средства защиты и ликвидации любой аварии. В достаточном количестве.

 

Но у нас же не может быть аварий. У нас в стране априори все хорошо. Не может быть ошибок в конструкциях реактора, не может быть плохих специалистов, академики не ошибаются… Мы не умеем готовиться к «Плану Б». И даже не представляем, что стечение обстоятельств может потребовать реализовывать план С, Д…

 

Ложь репутационная. Тотальная ложь. Во имя имитации репутации страны, науки, отдельного человека. Ложь, которая дорого обходится всем.

 

Ложь информационная. От банального и смертельного замалчивания до откровенного вранья.

 

Ложь во имя и вопреки.

Рассуждениями о лжи фильм начинается, мыслями о ее цене заканчивается.

 

«Какова цена лжи? Дело не в том, что мы путем ее с правдой. Дело в том что, когда долго слушаешь ложь, совсем забудешь, как выглядит правда. И что нам остается? Оставить надежду на правду. Утешаться сказками».


«Мы так упёрлись в поиски правды, что не думаем как мало людей хочет, чтобы мы ее нашли. Но она всегда там, видим мы её или нет. Выбираем или нет. Правде плевать на наши нужды и желания. Ей плевать на наши правительства, идеологии, религии. Она будет ждать. Всё время.

Каждая ложь – долг правде. А долги надо отдавать».

 

И это моя благодарность за правду о лжи. О системной лжи.

 

Третье спасибо за показанный безымянный подвиг сотен (тысяч?) людей. И самое лучшее, что могли бы сделать мы после просмотра этого фильма – вспомнить поименно всех. И составить реальный список ликвидаторов аварии. Тех, кто впрямую или косвенно пострадал от нее. И это совершенно точно не 31 человек.

 

Рубрика «Учимся у кино».

Сериал «Чернобыль» - один из лучших фильмов, которые я посмотрела в своей жизни.

Полезностей - 86. Глубины много больше. Смотреть всем. Обязательно.


Назад

Авторизация

Повторная активация