№85. Хористы -38
СТАТЬЯ 06.10.2018
Учимся у кино

 

Продолжаю в рамках рубрики «Учимся у кино» смотреть фильмы про школу и учителей.

Весь октябрь. В эти выходные это фильм «Хористы».

 

 

 

 

«Акция-реакция».

 

Ничего плохого в этом подходе не вижу. Это жизнь. У каждого действия любого человека есть последствия. И одна из задач родителей — а в данном случае педагогов интерната—

научить детей причинно-следственной связи.

Ничего плохого не вижу, НО при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ соблюдении нескольких условий, которые были нарушены в этом фильме.

 

Первое.

Всегда нужно разбираться с причинами «акции», а не реагировать мгновенно. Многие «акции» в этом фильме на самом деле были «реакцией» на действия других людей, включая поведение взрослых, педагогов.

Второе.

«Реакция» не должна быть тупой (простите). Типа: напиши сто раз, что так делать не надо. Вот ухаживать за человеком, которого ты покалечил, это соразмерное и разумное наказание. Или лишить возможности петь в хоре. Типа определись: ты хулиган или солист?

 

Третье.

Правила — что можно делать, а что нельзя, почему нельзя и что будет если — должны быть озвучены до, а не после события. В этом и заключается воспитание. Рассказать, что будет, если украдешь, если покалечишь другого человека, если будешь врать. Мы, взрослые, сами виноваты в том, какие наши дети. Мы сначала все разрешаем, ничего не объясняя об этой жизни, а потом наказываем. Сначала даем интернет, потом отключаем. Сначала покупаем планшеты, а потом отбираем…

 

Четвертое.

Не все «акции» должны сопровождаться «реакцией». Отчасти это следствие нарушения первого условия.

 

Пятое.

Реакция не должна пробуждать худшие черты в других людях (донос) и провоцировать новые акции (поджог).

 

Шестое. Пожалуй, самое важное. Задуматься: как сделать так, чтобы акций не было?

 

Про насилие, как способ «реакции», даже писать не буду.

 

Фильм прекрасен основой коллективного воспитания. Когда все увлечены общей целью и для каждого есть роль и должность. И ты уже не хулиган, а баритон или держатель нот. И все роли почетны и важны для общего результата.

Фильм прекрасен фанатичностью педагога. Делать больше, чем должно. За рамками основной деятельности учителя искать и найти способ изменить ребят. Это одержимость. Мы, родители, мечтаем о таких педагогах, но не вправе требовать этого самопожертвования и отречения от своей личной жизни. Просто потому, что у наших детей есть родители. У ребят в фильме их не было (даже если они по факту и были).

Я в восторге от главного героя фильма еще и потому, что он абсолютно уверен в том, что петь могут все. Так или иначе. В этом фильме можно очень четко рассмотреть разницу между результатами труда и гениальностью. И применить этот же подход к любым видам деятельности. Все могут освоить математику для получения базового образования. А есть гении в математике. Все могут изучить русский язык в рамках школьной программы. А есть гении литературы.

Разное количество усилий, не более.

Ну или по тестам определить к какой категории личности вы относитесь: ограниченный? Идиот? Наглядный пример ограничивающего действия тестов.

 

Великолепность фильма и в том, как один человек может изменить систему. Повлиять не только на учеников, но и педагогов. Дать им смелости и силы снять самодура начальника.

 

Очень он мне напомнил мою любимую книгу «Педагогическая поэма».

 

Полезностей – 38. Ценности на миллион.

Рекомендую.


Назад

Авторизация

Повторная активация